Виды болтов, их назначение и классификация
Соединение двух или нескольких деталей в одну конструкцию производится разными способами. Болт — популярный крепеж, использующийся в строительстве, машиностроении, производстве мебели и бытовой техники. Конструктивно — это металлический стержень с нарезанной резьбой и головкой, предназначенной для удержания и вращения болта при помощи специального инструмента — ключа, отвертки, биты шуруповерта. Назначение болта — создание прочных разборных креплений сквозного типа. С противоположной стороны конструкции болт фиксируется гайкой.
Для создания прочных креплений используются разные виды болтов. Классифицировать можно по нескольким признакам, например, по длине резьбы. По этому параметру болты подразделяются на метизы с полной и неполной резьбой. Первые — крепёж, в котором резьба начинается на открытом торце и заканчивается непосредственно у головки. Вторые — резьба начинается на торце, но заканчивается, не доходя к головке на треть, или даже половины длины стержня.
Используется классификация болтов по форме головки. Это:
- шестигранные;
- под отвертку;
- потайные;
- полукруглые;
- квадратные:
- с внутренним пазом и другие.
Головка метиза соответствует определенным стандартам, размеры и форма соответствуют типовым размерам ключей, отверток и бит.
Из опыта: для крепления деталей и узлов, которые разбираются в исключительных случаях, используют нестандартные болты с особой формой головки, инструменты для которой есть только у персонала со специальным допуском. Такие соединения лучше не трогать.
Резьба на болтах нарезается по метрическому и дюймовому стандарту. При покупке метиза проверяют тип резьбы, чтобы он соответствовал типу, шагу и размерам гайки. Некоторые конструкции не предусматривают сквозного крепежа — болты завинчиваются в отверстия, в которых заранее нарезана соответствующая резьба.
Стальные метизы подразделяются на две категории — черные и оцинкованные. Первые используются в большинстве конструкций, вторые — там, где существует риск взаимодействия с влагой или другими агрессивными факторами, способными вызвать коррозию. Также производят большое количество болтов из нержавеющей стали и цветных металлов. Они дороже, чем стальные, но стоимость оправдана долговечностью и отсутствием риска «закипания» резьбы.
Характеристики крепежных элементов
Одна из основополагающих характеристик метиза — прочность. Зависит от материала изготовления, типа резьбы и диаметра стержня. Изготавливаются стандартные болты из разных материалов. В основном — это стали:
- конструкционные;
- жаропрочные;
- низкоуглеродистые;
- нержавеющие;
- легированные;
- химически стойкие.
Для производства метизов также используются сплавы титана, меди, латуни. Ряд болтов изготавливаются из прочных полимеров, например PEEK, РС, РА, RENY, PVC.
От материала зависит класс прочности болта — показатель, на который обязательно смотрят при выборе метиза. Классификация болтов по классу прочности предусматривает 11 классов прочности, согласно ГОСТ Р 52627-2006 и соответствующему стандарту ISO 898/1-78. Классы обозначаются цифрами в такой записи:
3.6; 4.6; 4.8; 5.6; 5.8; 6.6; 6.8; 8.8; 9.8; 10.9; 12.9.
Первая цифра умножается на 100 и показывает сопротивление Н/мм2, а второе умножается на 10 и показывает соотношение предел текучести/сопротивление выраженное в процентах. Например. Болт класса прочности 3,6 обладает временным сопротивлением 300 Н/мм2, при 60% номинального усилия, вызывающего деформацию стержня. Если умножить две цифры между собой и на десять, получим показатель номинального предела текучести. В нашем случае — это 180 Н/мм2. Классификация болтов по прочности необходима при монтаже ответственных конструкций — подъемных кранах, строительной и сельскохозяйственной технике, мостах, на железных дорогах.
Согласно требованиям ГОСТ, к болтам высокой прочности относят метизы классов 6.8 – 12,9, изготовленные из сталей 20, 20КП, 20Г2Р 35, 65Г, 35Х, 40Х. После накатки резьбы, метизы дополнительно подвергаются термообработке и приобретают повышенную механическую прочность.
Назначение болтов
Класс прочности во многом определяет сферу использования болта. Корреляция носит достаточно условный характер, тем не менее, большинство метизов конкретного назначения производятся в определенных классах прочности:
- Мебельные — класс прочности 3,6 – 5,8. Предназначены для сборки деревянных деталей в одну конструкцию. Обычно оснащаются потайной или полукруглой головкой.
- Машиностроительные, класс прочности 5,8 – 12,9. Применяют при сборке узлов, кузовов и агрегатов автомобилей, тракторов, железнодорожной и другой техники. Отличаются высокой надежностью и виброустойчивостью соединений.
- Лемешные. Класс прочности 3,6 – 5,8. Предназначены для фиксации деталей навесного оборудования сельскохозяйственной и строительной техники.
- Дорожные. Класс прочности 3,6 – 10,9. Используют для сборки металлоконструкций дорожной инфраструктуры. Большинство изделий выпускается в оцинкованном виде.
Из опыта: Назначение болта не ограничивает его использования в других конструкциях, важно проверить класс прочности и соответствие размеров, материала и уровня антикоррозионной защиты.
Типоразмеры болтов
Широкое использование болтовых соединений в разных отраслях вызывает определенные сложности с выбором метизов. Для упрощения расчетов и проектирования машин и строительных конструкций, все крепежи разделены на стандартные типоразмеры. ГОСТ 7805-70 нормирует размеры болтов с метрической резьбой, изготовленные из разных марок стали и цветных металлов. В списке — первая цифра показывает тип резьбы и диаметр стержня, вторая — диапазон длины в миллиметрах:
- М6, 10-90;
- М8, 16-100;
- М10, 18 – 200;
- М12, 20 – 260;
- М14, 22-300.
Пользуясь специальными таблицами, в которых содержаться более подробные характеристики болтов, легко подобрать метиз для конструкции с заданными параметрами.
Как выбрать болт по типу резьбы
При производстве болтов производители использую разные виды резьбовой накатки. Самые распространенные — метрическая и дюймовая. Первая доминирует в Европе и странах СНГ, вторая — в США, Англии, Канаде, Австралии. Для различных конструкций также используют болты с резьбой:
- трапецеидальной;
- квадратной;
- трубной;
- прямоугольной;
- трубной.
При покупке болта с неметрической резьбой покупайте гайки соответствующего вида. Если таких найти не удалось, то болт не получится использовать по назначению.
Совет: Для использования в домашнем хозяйстве выбирайте метизы с метрической резьбой, но обязательно смотрите на шаг. Резьба бывает с мелким и крупным шагом, такими же должны быть и гайки. Если вы ремонтируете машину, то обязательно выбирайте болт с такой же резьбой, как и пришедший в непригодность. Конструкторы рассчитывают тип резьбы на прочность и виброустойчивость, что важно в промышленных механизмах и машинах.
Часто метизы с полной резьбой называют винтами, а с неполной — болтами. Но единого мнения на это счет нет. В большинстве случаев крепеж, который можно использовать в паре с гайкой, называют болтом, что вполне справедливо. Стержень винта может быть коническим, а у болта он всегда цилиндрический в зоне накатки резьбы.
Особенности головок болтов
Чаще всего болты выпускают с шестигранной головкой под ключ. Согласно стандартам DIN 933 и DIN 93, метизы производятся с полной и неполной (соответственно) резьбой. Стандарты DIN 960 и DIN 961 регламентируют выпуск болтов с мелкой и очень мелкой резьбой, использующихся для сборки точных механизмов. Сами шестигранные головки могут быть разного вида:
- основная;
- с опорным выступом;
- с фланцем;
- с буртом.
Размеры головки бывают нормальными (массовый выпуск), увеличенными (для нагруженных резьбовых соединений) и уменьшенными (для декоративных и скрытых крепежей). Болты с уменьшенной головкой выпускаются в нескольких вариантах.
Болты с конической и полукруглой головкой используют преимущественно в мебельной промышленности. Для установки конического болта необходимо заранее подготовить отверстие с помощью зенковки или сверла увеличенного диаметра.
Откидные, или рым болты вместо шестигранной головки оснащены кольцом. Они используются как детали такелажа. К кольцу крепежа легко зацепить трос, цепь, канат, карабин. Обычно рым-болты производят с неполной резьбой, но возможны и другие варианты.
Применение болтов с разными видами стержней
Метизы изготавливают не только с прямым цилиндрическим стержнем, хотя такие болты и получили самое широкое распространение. В технике и строительстве используются такие крепежи:
- со стандартным стержнем;
- с утоньшением в центральной части;
- с утолщением выше резьбы;
- с утоньшенным стержнем в гладкой части и кольцевым выступом.
Стандартный тип используется в типовых соединениях, в том числе работающих под вибрационными и переменными нагрузками. Отверстие под такой болт точно соответствует диаметру стержня. Производят метизы с полной и неполной резьбой.
Болты с утоньшенной гладкой цилиндрической частью используются в конструкциях, где необходим зазор. Это нужно, например, при высоком коэффициенте термического расширения материала.
Метизы с утолщенным цилиндром используются при ремонте, когда отверстие рассверливалось, например, чтобы извлечь сломанную часть резьбы. Такой способ применения болта позволяет оставить гайку прежнего размера, что упрощает дальнейшие работы по монтажу и демонтажу, особенно, если точек крепления много.
Последний вариант болта применяют в конструкциях, где на метиз приходится динамическое напряжение. Специфическая форма стержня позволяет равномерно распределить усилия и не перегрузить метиз.
Класс точности
Стандартные метизы выпускают в трех классах точности — А, В и С. В России их характеристики определяет ГОСТ 7798 – 70:
А — повышенная точность;
В – нормальная;
С – грубая.
Болты классов А и В производятся в диаметрах стержня до 48 мм. Использую метизы класса С в конструкциях, где на болты приходится незначительная часть нагрузки. Для их установки в деталях просверливается отверстия на 2 – 3 мм больше толщины стержня (по резьбе). Крепление получается прочным, но низкой точности относительно положения отверстий в разных частях конструкции. Возможны небольшие смещения по плоскости контакта.
В ответственных расчетных соединениях используются метизы классов В и С. Это точные механизмы, машины, создающие вибрационные воздействия, опоры и несущие детали, где нагрузка на точки крепления определяют прочность конструкции. При установке метизов класса В диаметр отверстия не должен превышать толщину стержня более. Чем на 1 – 1,5 мм. Отклонения в размерах крепежного отверстия и стержня болта для метизов класса А не должно превышать 0,3 мм.
Маркировка болтов
Производят болты по разным стандартам — ГОСТ, DIN EN, DIN ISO, ANSI/ISO. В России используют метизы, изготовленные по ГОСТ. В маркировке указывают:
класс прочности;
данные производителя в виде клейма;
стрелку направления вращения (в случае левой резьбы).
Метизы из нержавеющих сталей дополнительно обозначаются индексом А и цифрой, указывающей особенности стали. Например, А4 – кислотоустойчивая, А2 – водостойкая. Еще одна цифра показывает предел прочности. Выглядит это так: А2 (А4) – 50.
Также на головке болта может быть указано вариант исполнения, например, ХЛ – холодостойкое. По ГОСТ Р 52644-2006 надпись на головке выглядит так:
1 – индекс завода, 2 – класс прочности, 3 – вариант исполнения, 4 – номер плавки стали, 5 – размер головки, в данном случае S – увеличенный, под шестигранный ключ. На болтах с дюймовой резьбой вместо цифр класса прочности наносятся насечки, от 1 до 6.
При покупке болта пользоваться и другим видом маркировки. Например, М12 х 1.75 х 25. Здесь М обозначает метрическую резьбу на стержне диаметром 12 мм с шагом 1,75. Длина стержня болта без учета размеров головки — 25 мм.
Из опыта: При замене болта в крепеже лучше покупать метиз, аналогичный установленному ранее. Если маркировка не сохранилась, снимите старый крепеж и найдите идентичный в магазине или на специализированном сайте.
Ссылка на видео: https://www.youtube.com/watch?v=MN385tRAGHg